ERUDITOR.RU

4. Про изобретателя шахмат

Говорят, что когда изобретатель шахмат продемонстрировал Великому Султану эту игру, тот был настолько впечатлён, что пообещал мудрецу исполнить любое его желание. И услышал он в ответ такую просьбу:
«Пусть на первую клетку шахматной доски положат 1 зерно, на вторую — 2, на третью — 4, и так далее, на каждую следующую вдвое больше, чем на предыдущую.»
Султан был удивлен таким скромным пожеланием, но пообещал его выполнить. Сколько примерно будет стоить все это зерно?
2006-11-23

Обсуждение


Задачи :: Про изобретателя шахмат
↓↓ 0 ↑↑   eruditor.ru (118 / 229)   2007-01-26 17:36   »»


Сколько стоит зерно не известно, но вот соклько зерна
1 + сумма (2 в степени N) где N меняется от 1 до 63
↓↓ 0 ↑↑   Chaos (14 / 28)   2007-03-04 12:57   «« #2 »»   Ответить


И что?
Вы думаете, что в задаче вопрос поставлен именно так чисто случайно?
↓↓ 0 ↑↑   eruditor (143 / 443)   2007-03-05 05:03   «« #3 »»   Ответить


Тогда так
ну хорошо, тогда так... возьмем последнее число в этой сумме 2 в степени 63. И предположим что, 10000 зернышек стоит 1 золотой то полученная мудрецом сумма только за последнюю клеточку будет примерно стоить 9*10^13 что составляет такую сумму, которая скорее всего превысит возможности султана
↓↓ 0 ↑↑   Chaos (14 / 28)   2007-03-05 11:09   «« #4 »»   Ответить


9*10^13 откуда взялось?
И посчитать хорошо бы в рублях или $, чтобы наглядней было :-)
↓↓ 0 ↑↑   eruditor (143 / 443)   2007-03-05 23:00   «« #5 »»   Ответить


как откуда,
ну написано же 2 в 63й степени, деленное соответсвенно на 10000
↓↓ 0 ↑↑   Chaos (14 / 28)   2007-03-06 00:09   «« #6 »»   Ответить


А откуда же?
На калькуляторе посчитали?
↓↓ 0 ↑↑   eruditor (143 / 443)   2007-03-06 18:14   «« #7 »»   Ответить


зачем на калькуляторе
это же все степени 2ки будут
↓↓ 0 ↑↑   Chaos (14 / 28)   2007-03-13 10:49   «« #8 »»   Ответить


Опять не понял.
Вы утверждаете, что 2^63=9*10^17.
По-моему, такое равенство требует каких-то комментариев.
Тем более, что оно не верно.
↓↓ 0 ↑↑   eruditor (143 / 443)   2007-03-13 20:05   «« #9 »»   Ответить


не ну если кто-то такой нудный, что нужны все цифры после запятой
9,223372016854775808*10^17 конечно на калькулякторе, а как еще можно посчитать 2 в 63й степени?
↓↓ 0 ↑↑   Chaos (14 / 28)   2007-03-17 11:51   «« #10 »»   Ответить


Если кто-то такой "умный"
То он сначала обратит внимание на мой вопрос "На калькуляторе посчитали?".
И на свой ответ "зачем на калькуляторе / это же все степени 2ки будут".
Как еще можно посчитать 2^63 - так в этом и задача.
Судя по тому, что ответ ваш неверный, вы и на калькуляторе-то посчитать правильно не можете.
↓↓ 0 ↑↑   eruditor (143 / 443)   2007-03-18 04:42   «« #11 »»   Ответить


Правильно, здесь компьютер нужен...
**1**1**1
**2**2**3
**3**4**7
**4**8**15
**5**16**31
**6**32**63
**7**64**127
**8**128**255
**9**256**511
**10**512**1023
**11**1024**2047
**12**2048**4095
**13**4096**8191
**14**8192**16383
**15**16384**32767
**16**32768**65535
**17**65536**131071
**18**131072**262143
**19**262144**524287
**20**524288**1048575
**21**1048576**2097151
**22**2097152**4194303
**23**4194304**8388607
**24**8388608**16777215
**25**16777216**33554431
**26**33554432**67108863
**27**67108864**134217727
**28**134217728**268435455
**29**268435456**536870911
**30**536870912**1073741823
**31**1073741824**2147483647
**32**2147483648**4294967295
**33**4294967296**8589934591
**34**8589934592**17179869183
**35**17179869184**34359738367
**36**34359738368**68719476735
**37**68719476736**137438953471
**38**137438953472**274877906943
**39**274877906944**549755813887
**40**549755813888**1099511627775
**41**1099511627776**2199023255551
**42**2199023255552**4398046511103
**43**4398046511104**8796093022207
**44**8796093022208**17592186044415
**45**17592186044416**35184372088831
**46**35184372088832**70368744177663
**47**70368744177664**140737488355327
**48**140737488355328**281474976710655
**49**281474976710656**562949953421311
**50**562949953421312**1125899906842623
**51**1125899906842624**2251799813685247
**52**2251799813685248**4503599627370495
**53**4503599627370496**9007199254740991
**54**9007199254740992**18014398509481983
**55**18014398509481984**36028797018963967
**56**36028797018963968**72057594037927935
**57**72057594037927936**144115188075855871
**58**144115188075855872**288230376151711743
**59**288230376151711744**576460752303423487
**60**576460752303423488**1152921504606846975
**61**1152921504606846976**2305843009213693951
**62**2305843009213693952**4611686018427387903
**63**4611686018427387904**9223372036854775807
**64**9223372036854775808**18446744073709551615
↓↓ 0 ↑↑   ПрохожийМиста (0 / 5)   2007-03-28 11:29   «« #12 »»   Ответить


Брр..
Что, никто не знает, как в уме прикинуть порядок значения 2^64?
↓↓ 0 ↑↑   eruditor (143 / 443)   2007-03-28 18:52   «« #13 »»   Ответить


2**N=Х
Прологарифмируем по основанию 10.
logX=Nlog2 log2 равен примерно 0.3010 (если не лень, то знаков можно добавить).
В нашем случае N=63..., значит, logX=63*0.3010=(примерно) 19. То есть число зернышек примерно 10**19 , то есть десять миллиардов миллиардов. Подсчитано, что амбар тянулся бы от Земли до Солнца
↓↓ 0 ↑↑   Игорь (0 / 9)   2022-03-29 18:53   «« #53   Ответить


2^64=(2^10)^6*2^4=(10^3)^6*16=1.6*10^19=2*10^19
если 1 зерно весит 0,5 грамма, то тут где-то 10^16 кг
примем 1 кг стоит 1рупь, то цена этого зерна 10^16р. или 10000 триллионов рублей- примерно полувековой бюджет России
↓↓ 0 ↑↑   so-ivan (4 / 28)   2007-03-29 16:34   «« #14 »»   Ответить


ошибочка вышла
России таких деньжищ на 2000 лет хватит
↓↓ 0 ↑↑   so-ivan (4 / 28)   2007-03-29 16:40   «« #15 »»   Ответить


Да.
Разве что, 0,5 г - довольно крупное зерно. Лучше 0,1.
Кроме того, неплохо бы учесть разницу между 2^10 и 10^3 - прикинуть следующий порядок малости и убедиться, что он не даёт эффекта:
6*24*10^15<<10^18
↓↓ 0 ↑↑   eruditor (143 / 443)   2007-03-31 02:38   «« #16 »»   Ответить


Мы не помним точный ответ,
но число получается в районе двенадцати квинтилионов, т.е 12000000000000000000,
ну конечно помимо квинтилионов составляющими числа также являются
сколько-то квадрильонов, сколько-то трилионов, сколько-то миллиардов, сколько-то миллионов, сколько-то тысяч, сколько-то сотен, сколько-то десятков и сколько-то единиц.
↓↓ 0 ↑↑   Пьяный Мастер (0 / 9)   2007-04-20 06:17   «« #17 »»   Ответить


ну мы как то считали с друзьями... это ооочень много , султан(ил кто он там) так и не смог заплатить
↓↓ 0 ↑↑   Apple (0 / 7)   2007-04-29 12:00   «« #18 »»   Ответить


НЕ понял вопроса!!!
Как можно судить о цене, если цена одного зерна не дана??!!
↓↓ 0 ↑↑   Paha (0 / 62)   2007-05-10 15:28   «« #19 »»   Ответить


Какая разница, что спрашивают... Утром зёрна, вечером деньги.
Я вот, только не могу понять, почему все вышестоящие комментарии не содержат правильного ответа. Ведь 2 в степени N, это только количество зерен на определённой клетке. А спрашивается-то их СУММА! Правильный ответ - формула суммы, а не формула количества зерна на 63-ей клетке. Ответ: 4(2^(n-2)-1) + 3, для n > 1, где n - номер клетки.
↓↓ 0 ↑↑   Гетьман (0 / 6)   2007-05-13 23:26   «« #20 »»   Ответить


Совершенно верно! Вы единственный из всех, кто вспомнил об этом. Все утонули в рассуждениях как подсчитать кол-во зёрен на 63й клетке, наконец — нашли значение! Ура, но это не ответ на задачу, теперь нужно найти главное — кол-во зёрен на всей доске, т.е нужно расчитать сколько зёрен на каждой клетке, сложить их и, только тогда получим Ответ. Права ли я?
↓↓ 0 ↑↑   Елена (0 / 2)   2019-11-04 05:37   «« #48 »»   Ответить


Количество зёрен на всей доске = [m]2^{64}-1[/m], это сумма геометрической прогрессии.


Приехали...
Общее количество всех зёрен = 2^64-1
↓↓ 0 ↑↑   eruditor (143 / 443)   2007-05-13 23:27   «« #21 »»   Ответить


Точно, приехали...
На каждой следующей клетке число зёрен повышается вдвое. Из этого следует последовательность - 1,2,4,8,16....2^n итд. Значит, на 64 клетке будет 2^63 зерна. Формула 2 в степени n здесь не годится. По моей точки зрения правильный ответ на эту задачу - формула с одной переменной; где переменная - номер клетки. Формула, которую я привел выше и есть правильным ответом. Если подставить 64 клетки в эту формулу, получим число равное 2^64-1. Просто преимущество этой формулы то, что её можно использовать для любого числа клеток.
↓↓ 0 ↑↑   Гетьман (0 / 6)   2007-05-13 23:51   «« #22 »»   Ответить


Брррр...
Гетьман, вы в школе учились вообще? Что такое геометрическая прогрессия знаете?
↓↓ 0 ↑↑   eruditor (143 / 443)   2007-05-14 01:35   «« #23 »»   Ответить


хоть брр, хоть не брр...
геометрическая прогрессия - это школа, вы правы, знания которой, и только лишь которой, у вас есть, как я уже заметил. вашу формулу я и не оспаривал, она верна. Просто ее никто выше не писал. Поэтому я написал правильный ответ.
↓↓ 0 ↑↑   Гетьман (0 / 6)   2007-05-14 14:35   «« #24 »»   Ответить


помню, была таKая задачkа kогда-то...
Доброго времени сутоk) Все рассуждения, kонечно, замечательные, уже подсчитали общее kоличество зернышеk, но ведь это на самом деле не таk уж и трудно было. Мне вот тольkо одно не понятно - на kаkой вопрос нужно отвечать. Ведь вопрос стоит про "стоимость" зерна, а не про kоличество зернышеk. Если была задана хотя бы неkоторая начальная стоимость, можно было бы подсчитаывать зернышkи, а таk, ИМХО, не понятно, чего же все-таkи хотят от решающего.
↓↓ 0 ↑↑   Klyacksa (0 / 4)   2007-05-14 15:18   «« #25 »»   Ответить


По легенде царь отдал одну четверть царства
↓↓ 0 ↑↑   yaroslawww (0 / 4)   2007-06-26 21:40   «« #26 »»   Ответить


Впечатляет!
18446744073709551615зерен!=2^64
↓↓ 0 ↑↑   Sombre Ange (0 / 4)   2007-10-25 20:45   «« #27 »»   Ответить


Да что тут считать!
Тут без подсчетово можно с увереностью сказать, что император попал на огромнейшие бабки! )
↓↓ 0 ↑↑   Павлин (0 / 1)   2008-01-29 13:28   «« #28 »»   Ответить


Это вопрос больше экономический чем математический.
Количество зерна понятно и невооруженным глазом. А при линейном увеличении количества цена падает экспоненциально. С принятым округлением дробной части денег стоимость равна нулю.
С другой стороны султан сам себе закон какую захочет такую цену и назначит. Всё зависит от того предположить ли существует такое количество зерна, и если да то кому оно принадлежит изначально.
↓↓ 0 ↑↑   Arietz (0 / 9)   2008-03-16 13:37   «« #29 »»   Ответить


ты несовсем прав
ведь князь дал обещание,
прост, он получт столько денег, что сможет покрыть всё королевство ими,и еще останется))
↓↓ 0 ↑↑   Voland (0 / 4)   2008-04-25 21:28   «« #30 »»   Ответить


Это задачу прикольно считать в двоичной системе
на первой клетке
1 = 1
10 = 2
100 = 4
.......
10..(63 нуля)..0 = 2^63

Если сложить столбиком, то в каждом разряде. только по 1 единице, итого 11111111....(63 единицы)...1 = 2^64-1
↓↓ +9 ↑↑   FINTER (9 / 3)   2008-07-23 02:57   «« #31 »»   Ответить


при среднем весе 1 зерна 0.05 грамм и средней цене за тонну зерна 6 т.р. суллтан задолжал 5534023222 млн. рублей
↓↓ 0 ↑↑   kauf (0 / 2)   2008-09-08 13:57   «« #32 »»   Ответить


Если строго, то
Сумма всех зёрен равна 2^64 - 1. Вот и считайте;-)
↓↓ 0 ↑↑   CADmiy (0 / 6)   2009-05-17 12:57   «« #33 »»   Ответить


глупая задачка))
А если сложить лист бумаги 50 раз пополам, то получится половина расстояния от Земли до Солнца))
↓↓ 0 ↑↑   Infinit (0 / 5)   2009-07-12 05:36   «« #34 »»   Ответить


Одно непонятно...
Хотя вопрос стоит в стоимости, все же нужно знать количество зерен...Chose в самом начале подсчитал количество зерен, точнее, привел формулу. Далее в рассуждениях идет, что количество зерен равно "2^64-1". Не уж-то "сумма 2^n, где n от 0 до 63" равна "2^64-1"?
↓↓ 0 ↑↑   Одиночка (0 / 4)   2009-08-11 09:06   «« #35 »»   Ответить


Да, и это легко проверить, допустим, на 5 клетках : 1+2+4+8+16=31, а 2^5=32, и чтоб получить сумму как раз отнимаем единицу, можете проверить на любом количестве клеток...
↓↓ +5 ↑↑   Алексей (10 / 18)   2017-08-16 03:46   «« #45 »»   Ответить


Это легко выводится из формулы суммы первых n членов геометрической прогрессии.
b1 = 1, q = 2
S = (1*(1-2^n))/(1-2)=(1-2^n)/(-1) = 2^n-1
↓↓ 0 ↑↑   Trover (0 / 2)   2020-06-26 01:42   «« #52 »»   Ответить


новые факты!
султан(я его знаю) был не настолько и глуп! он знал, что мудрец хочет его облопошить, и поетому предложыл самому мудрецу разлаживать зерна на доску,....
1)это время
2) про размер доску молчу
↓↓ 0 ↑↑   klepik (0 / 3)   2009-09-14 20:56   «« #36 »»   Ответить


комп всё-таки прав! (ПрохожийМиста)
люди...вы что! какой 2^64....на первой клетке ОДНО зёрнышко!....только со второго начинается прогрессия. если мы не знаем сколько стоит и весит зерно, то ответ условный стоимость всего зерна равна (1+2^63)*N*M/1000, где N-вес зернышка(г), M-стоимость зерна(за кг)
↓↓ 0 ↑↑   no4ka (0 / 5)   2009-10-04 20:13   «« #37 »»   Ответить


объем – для наглядности
можно посчитать объём всего этого риса. википедия говорит, что размер рисинки – 5-12мм в длинну и 2-3мм в "толщину". Если принять, что рисинка – эллипсоид, то её объем = 4/3*пи*длина*толщина*толщина, получается объем - от 83мм^3 до 452мм^3. тогда объём запрошенного гроссмейстером риса – что-то от 1.5*10^12 до 8.1*10^12 кубометра.

теперь осталось разложить весь этот рис по суше (150 млн км^2 или 1.5*10^14 м^2) - мелкого риса придётся 0.01 кубометра на каждый квадратный метр. получается мелким рисом вся суша земли была бы покрыта слоем в 10см (хотя с гор скатился бы, наверное), а крупным - в 8.1/1.5 = 5.4 раза толще – полуметровые сугробы.
↓↓ 0 ↑↑   артм (0 / 3)   2010-01-12 17:07   «« #38 »»   Ответить


не совсем так
так как между рисинками полно пространства, то слои были бы толще.
↓↓ 0 ↑↑   артм (0 / 3)   2010-01-12 17:08   «« #39 »»   Ответить


вот в чем суть
цена будет слишком велика, чтобы кто-то мог ее оплатить. 2в63, вот ответ. Достаточно понимать, что это очень большое число.
↓↓ 0 ↑↑   coca-cola (0 / 11)   2011-01-06 00:57   «« #40 »»   Ответить


К теме....
Сидел парился в бане один. Вспомнилась эта задачка. Посчитал в уме - 18.446.744.073.709.551.616 = 2^64. Потом продолжил - сбился на 87 степени. Алгоритм подсчёта простой: 2^0=1, 2^1=2, 2^2=4 и т.д. То есть каждый раз удваиваем результат, запоминаем, и в двоичной системе на пальцах "записываем" степень чтоб не сбиться - которая и всего то делов!
В 2^64 от результата отнимаем 1 и вот вам ответ! Т.к. х= E(a[1]+a[2]+...+a[63]); a[n]= 2^n; nU{Z}, 0<n<64, то х=(2^64)-1 - так считать проще - прогрессия из простеньких :)
Вопрос в том, сколько это стоит? А в контексте задачи и был ответ: "заплати мне столько то зерна". То есть зерно и было валютой!
Сколько стоит столько зерна сейчас? Пробегитесь по котировкам! Например - https://www.idk.ru/ И всего то делов!
С уважением ко всем, Odissey
↓↓ 0 ↑↑   Odissey (0 / 1)   2011-05-25 18:26   «« #41 »»   Ответить


Мне кажется, это геометрическая прогрессия. У меня получилось 18446744073709551614.
↓↓ 0 ↑↑   Jo (0 / 1)   2015-02-17 22:53   «« #42 »»   Ответить


Друзья, 2 в 63 степени- это количество зерен на последней клетке шахматной доски. А ведь мудрец имел ввиду количество зерен на всей доске. Это сколько???
↓↓ 0 ↑↑   Александр (0 / 1)   2016-03-02 12:59   «« #43 »»   Ответить


Кстате а почему никто не обратил внимание на то, что султану еще нужно розместитб все ето зерно на шахмотной доске. Ето уж точно не риально.
↓↓ −5 ↑↑   Rusya (-5 / 1)   2016-12-31 15:23   «« #44 »»   Ответить


задача не полная, а ответ таков: Казначей пересчитал все зерна и сказал Султану что они не расплатятся потому что это свыше 400 миллионов тонн. Так что Султан решил взять реванш и сказал изобретателю чтобы тот пересчитал каждое зернышко дабы тот был уверен что Султан его не солжет. А посчитать в зернах 400 миллионов тонн НЕРЕАЛЬНО.
↓↓ 0 ↑↑   Алекс (0 / 1)   2018-02-05 22:33   «« #46 »»   Ответить


это гдето 17 — 18 квинтиллионов зернышек
↓↓ 0 ↑↑   rrr (0 / 1)   2019-04-07 19:19   «« #47 »»   Ответить


Да, на 63й клетке, а на всей доске?
↓↓ 0 ↑↑   Елена (0 / 2)   2019-11-04 05:40   «« #49 »»   Ответить


На сколько я помню, султан казнил мудреца за дерзость, и по моему это был не изобретатель шахмат.
↓↓ 0 ↑↑   Николай (0 / 1)   2020-03-16 00:21   «« #51 »»   Ответить



© 2006-2024   Авторы