ERUDITOR.RU

99. Этюд братьев Сарычевых

Некоторые шахматные задачки взрывают мозг, даже если вы вроде и не особо любитель. Вот один пример. Но для начала отзыв о нём известного шахматного композитора А. С. Гурвича:
Это превосходство придаёт ему один первый ход, который вносит новый, чрезвычайно острый и противоречивый момент <...> он сначала делает «безумный» шаг в противоположном направлении и таким образом сам создаёт то безнадёжное на вид положение, при котором ничейный результат кажется немыслимым.
Подробнее далее:
Итак, ситуация на доске. Вы играете белыми, ваш ход.

Расклад по фигурам неутешительный: у вас король и пешка, у противника — плюс к тому ещё слон. В общем, предел мечтаний для вас — ничья.

Но зато ваша пешка в одном шаге от последней горизонтали, где она превратится в ферзя. Однако, сразу первым же ходом это сделать нельзя, т.к. там ещё и король ваш мешается — после пешки на c8 слон на f5, шах, вы вынуждены убирать короля, теряя свежеобращённого ферзя, проигрыш. И эта опасность остаётся при других ходах — слону очень легко поставить под удар точку превращения.

При этом у противника есть и своя пешка, которая может беспрепятственно протопать до своего превращения, и тогда тоже проигрыш. И в погоне за ней ваш король не успеет — пешка первым ходом прыгнет сразу с b7 на b5, и её уже не догнать.

Вроде бы остаётся вариант такой погони — Крd6, чёрные вынуждены Сf5, чтобы предотвратить превращение белой пешки, потом вы топаете дальше Крc5, но тут слон встаёт на c8, одновременно и полностью блокируя вашу пешку, и защищая свою, и дальше противник подведёт своего короля, рано или поздно оттеснив вашего от пути пешки.

1. Но есть ещё один вариант погони короля за пешкой, выглядящий совершенно нелепо — сходить назад: Крc8! Минус один шаг вам, плюс два шага у противника: его пешка на b5.
2. Вы возвращаете короля: Крd7, пешка шагает ещё дальше: b4. Полный бред, вернулись туда же, отпустив и без того недостижимую пешку ещё на три километра вперёд!
3. Крd6 Сf5 — чёрные должны не допустить превращения вашей пешки.
4. Крe5 — нападаем на слона, Сc8 — противник его куда-то уводит.
5. Крd4 — вы догнали пешку, больше она от вас никуда не денется, желанная ничья!
Примечания
Противоестественность этой арифметики (отпуская цель погони на три клетки вперёд, мы всё-таки её догоняем) отчасти объясняется неевклидовостью шахматной доски: ход по диагонали может быть равен двум ходам по горизонтали или вертикали. Это позволяет устроить погоню за двумя зайцами — ваш король успевает и напасть на слона справа, и потом вернуться к пешке налево, и при этом дважды догонять пешку внизу. Как бы 4 перемещения за 2 хода.

Более простой, но чуть менее взрывомозгный пример этой механики — Этюд Рети.
2020-03-18

Обсуждение


Факты :: Этюд братьев Сарычевых
↓↓ 0 ↑↑   eruditor.ru (118 / 229)   2020-03-18 15:15   »»



© 2006-2024   Авторы