Проект основателей компании «Ваш репетитор»
ERUDITOR.RU

66. Аукцион Базермана-Шубика

Каждый год профессор Макс Базерман продаёт студентам MBA из Harvard Business School самую обычную купюру в 20$. И каждый раз — существенно дороже номинала. Как ему удаётся провести учащихся одной из сильнейших бизнес-школ мира? Об этом далее:
Даже классический аукцион по своей сути очень близок к азартной игре, ведь «выигрывает» всегда тот, кто больше всех оценил данный лот, а значит, тот, кто с большой вероятностью переоценил его (подробнее в статье).

Но если чуть отойти от правил обычного аукциона, то мы с лёгкостью получим не только азартную игру, но порой и схему прямого мошенничества. Достаточно лишь любым образом заставить платить не только победителя, но и хотя бы ещё одного (любого) участника аукциона — и игра моментально превращается в способ нечестной наживы.

Каждый год профессор Макс Базерман продаёт студентам MBA из Harvard Business School купюру в 20$. И всякий раз цена двадцатки оказывается гораздо больше номинала. Как так получается? Обычный аукцион — кто больше предложил, тот заплатил и получил лот — дополнен ещё одним правилом: «Тот, кто в итоге оказался вторым по величине ставки, тоже платит ту сумму, которую он поставил (но взамен ничего не получает)».

Аукцион начинается легко (кто же не захочет выиграть 20$, поставив лишь пару долларов?). По мере приближения ставок к 20$ число участников сокращается. А когда аукцион переходит рубеж в 21$, зал взрывается смехом. Студенты сильнейшей школы MBA платят за простую денежную купюру больше её номинала!

Дальше абсурдность ситуации только усиливается. Всем понятно, что выиграть уже невозможно. Но и проигрывать никому не хочется, т.к. проигравший не только не получит заветной двадцатки, но и должен будет заплатить величину своей последней ставки. Рекордная сумма, говорят, составила 204$.

Ссылки:
Одна из статей, близких к оригиналу-источнику эксперимента Базермана.
Упоминание о первом такого типа парадоксе — Dollar auction © Martin Shubik.
Об одной практической реализации «деформированных аукционов» (Penny auction),
а также несколько более откровенная статья Экслера про т.н. «скандинавские аукционы».
2013-02-25
© 2006-2017   Авторы